KSTATIE.com | КСТАТИ

Песни о вечном

Роджер Уотерс показал россиянам “Стену”

Песни о вечномМозговой центр Pink Floyd Роджер Уотерс привез в Россию главное произведение своей жизни. За два часа музыкант выстроил на сцене “Олимпийского”, а затем разрушил монументальную стену – символ отчуждения, одиночества и неволи. 68-летний Уотерс уже намекнул, что это шоу, скорее всего, станет его лебединой песней.

Любители Pink Floyd, коих в нашей стране миллионы (что подтверждается аншлагом в Москве, несмотря на посредственную организацию), как правило, делятся на два вида. Одни беззаветно славят неуемный концептуализм группы, вершиной которого стал двойной альбом “The Wall” 1979 года, сочиненный басистом Роджером Уотерсом практически в одиночку. Другие видят в этой болезненной тяге к эпичности и гигантомании истинную причину распада коллектива.

Как бы то ни было, “Стена” (и снятый по ее мотивам фильм Алана Паркера) была и до сих пор остается в ряду важнейших музыкальных записей ХХ века. Это масштабное полотно, несмотря на изрядную претенциозность и некоторое занудство, особенно во второй части, явилось довольно точным слепком своей эпохи, запечатлев через призму одного человека все страхи и переживания того времени.

И, как выясняется, не только того времени. Стоило Роджеру добавить несколько современных символов, как история мальчика Пинка стала абсолютно вневременной. Она даже несколько отходит на второй план и служит фоном для того, чтобы задуматься о базовых и вечных ценностях, правах и свободах гражданина, войне и мире, добре и зле.

Уотерс, конечно, эксплуатирует образ стены направо и налево, постоянно добавляя к оригинальной истории новые штрихи и краски. Выстроенные в начале шоу по бокам сцены кирпичи сплошь изрисованы граффити в духе Бэнкси с надписями вроде “If at first you don’t succeed call an airstrike”. На открывающем треке в стену врезается пикирующий самолет, а затем по всему периметру сцены зажигаются фейерверки.

Первый эмоциональный пик предсказуемо приходится на одну из самых гениальных связок в истории рок-н-ролла – “The Happiest Days of Our Lives” и “Another Brick in the Wall, Part 2”, где вторая выступает в роли гимна анархизму и протеста против системы почище “God Save The Queen”. В момент, когда весь зал хором скандирует “We don’t need no education”, над сценой возвышается мерзкий бутафорский учитель, которому противостоит толпа детей.

В песне “Mother” Уотерс устраивает перекличку с прошлым; припев за него исполняет Уотерс с концерта в Лондоне 1980 года, кадры с которого транслируются на большом экране. На строчке “Мама, можно ли доверять правительству?” на стене проявляется надпись “No Fuckin Way” и ее русский эквивалент “Никогда, блин”. Затем же заботливая мамаша превращается в натуральную камеру слежения.

Антивоенная “Goodbye Blue Sky” тоже наполняется новыми символами и смыслами. Летящие в небе истребители выбрасывают из бомбоотсеков христианские кресты, мусульманские полумесяцы, звезды Давида, серпы и молоты, знаки доллара, логотипы Shell и Mercedes. Упав на землю, они заливают все вокруг кровью.

В это время техники методично по кирпичу возводят на сцене огромную стену, которая к концу первого отделения полностью отгораживает зрителей от музыкантов. На словах Уотерса “Goodbye Cruel World” последний кирпич закрывает его лицо.

В перерыве на стену проецируются фотографии погибших в военных конфликтах, присланные основателю Pink Floyd со всего света. Среди них люди, погибшие во время Первой и Второй мировых войн, в Ираке, Афганистане и Южной Осетии.

Второе отделение, как и сама пластинка, менее драматично и динамично, поскольку проходит на фоне статичной стены. От этого немного приглушается, например, величие песни “Hey You”; исполнители невидимы, на авансцене не появляются, и оттого не покидает ощущение, что тебе просто включили фонограмму.

Впрочем, напряжение изрядно нарастает к треку “Bring the Boys Back Home” с проецируемыми цитатами из Дуайта Эйзенхауэра и нетленному хиту “Comfortably Numb”, который, как и положено, исполняется вторым вокалистом и гитаристом на самом верху стены (на одном из ближайших показов “Стены” в Великобритании эту роль исполнит Дэвид Гилмор).

Своего апофеоза шоу достигает на повторной репризе “In the Flesh”, где группа появляется на сцене в псевдо-нацистской экипировке, а Уотерс предстает в образе эдакого фюрера. Над залом парит гигантский черный хряк, на боку которого написано “Drink Kalashnikov Vodka”, а в конце номера автор “Стены” расстреливает публику из автомата. Следующий трек “Run Like Hell” развивает и довершает тоталитарную тематику. На стене мелькают люди в диапазоне от Гитлера до Обамы с белыми наушниками (привет, Стив Джобс!); изображения разбавляются надписями вроде “iProfit”, “iPaint”, “iKill” и “iPay”. Для того чтобы расставить все на свои места, Уотерсу потребовалось заменить всего одну букву в популярнейшем гаджете компании Apple (впрочем, альбомы Pink Floyd и сольники певца в iTunes присутствуют и очень неплохо там продаются).

До конца очароваться действом не позволяет разве что финал. Анимационный “The Trial” полностью взят из фильма Паркера, а сама стена, выполненная из картонных блоков, рушится не вполне убедительно. На обломках появляются музыканты и играют “Outside the Wall”, в которой Роджер солирует на трубе.

“Стена” в ее нынешнем виде – это, конечно, не просто концерт, это в первую очередь мощнейшая политическая агитка, причем очень прямолинейная. Как пел другой классик, символы слишком ясны. Посыл Уотерса прост: свобода, равенство и братство, нет войне, тирании и угнетению, долой общество потребления, дутые идеологии и так далее. В этом смысле он очень похож на Боно, который многих раздражает своими “проповедями” на концертах U2.

По части зрелищности “Стена” с легкостью превосходит самый прибыльный тур всех времен. Но жаждущим развлечений здесь определенно не место. Равно как и скептикам и циникам, которые вряд ли поверят в искренность Уотерса. В наше время вообще как-то не принято доверять тому, кто говорит простыми словами о простых истинах.

Александр Филимонов
lenta.ru

Leave a Reply

*

НА ЗАМЕТКУ

  • “Не пропускайте завтрак, он поможет вам справиться с чувством голода и желанием перекусить позже.”
  • “При чистке скользкой рыбы следует опустить пальцы в соль - это облегчит труд.”
  • “Стиральные порошки для тонких тканей следует использовать для всех цветных вещей.”
  • “Не следует пить молоко с овощами, мясом, рыбой, яйцами, кислыми фруктами, кефиром. Они несовместимы. Его лучше пить с гренками, сладостями или само по себе.”
  • “Не делайте что-либо еще во время еды (можно только смотреть телевизор).”
  • “Лучше есть 3 раза в день, но если вы чувствуете голод, можно перекусить между приемами пищи овощами или фруктами.”
  • “Чередование продуктов. Нельзя длительно использовать одно и то же блюдо или продукт.”
  • “Избегайте чрезмерного употребления копченостей, сыра, других соленых закусок; сократите количество соли, которое вы добавляете в пищу. Замените ее травами и специями.”
  • “От неприятного запаха на кухне можно избавиться, прокипятив в открытой посуде воду с добавлением уксуса, и через несколько минут помещение проветрить. С этой же целью можно положить на нагретую комфорку корку апельсина или лимона, или насыпать на горячую плиту немного соли.”
  • “Выбирайте обезжиренные молочные продукты - йогурт с низким содержанием жира, обезжиренные молоко и сыр, мягкие виды маргаринов.”
  • “Измените пропорцию потребляемых продуктов: больше ешьте овощей, которые малокалорийны и дают чувство сытости, меньше - высококалорийные продукты, такие как мясо, сыр и различные приправы. Вместе с тем, необходимо включать достаточное количество белковых продуктов животного происхождения (постная говядина, птица), которые повышают окислительные процессы (сгорание пищевых веществ) в организме.”
  • “Съедайте не менее 5 порций фруктов, овощей и бобовых (бобов, красной фасоли, чечевицы) в день. Одна порция равна 2-3 столовым ложкам овощей, или 1 большому фрукту, например банану, или 2-3 маленьким, к примеру сливам, или 1 маленькой чашке фруктового салата или овощного рагу, или 1 стакану сока.Овощи и фрукты богаты кальцием, который снижает кровяное давление.”
Log in |