KSTATIE.com | КСТАТИ

У всего есть предел: в том числе у печали

Исполнилось 15 лет со дня смерти Иосифа Бродского

У всего есть предел: в том числе у печали В память о поэте “Лента.ру” выбрала фрагменты из некрологов, появившихся в первые дни после смерти поэта. Нам представляется, что эти тексты, будучи современниками его смерти, не искажены ретроспективным осмыслением и поэтому, может быть, ближе к переживанию утраты великого поэта.

Смерть Иосифа Бродского – огромная утрата для России. Не только для ее литературы, но и для общественного самочувствия. Ушел человек и поэт, три последние дестилетия безусловно – и для поклонников, и для критиков – олицетворявший независимость. Бродский воспользовался сполна одним из главных горьких неписаных прав человека – правом на одиночество.

Кажется, что Бродскому не были знакомы ни радужные иллюзии молодости, ни юношеская неуверенность в своих силах. Точно он всегда чувствовал солидарность “только с горем”, никогда не сомневался в своем главном предназначении.

Сергей Гандлевский, “Огонек”, февраль 1996 года

Когда 4 июня 1972 года Бродский приехал в аэропорт, чтобы навсегда покинуть родину, на таможенном контроле его печатную машинку разобрали, как говорил сам поэт, “по винтику”. “Потом я долго собирал ее, сидя в венской гостинице. Так они со мной попрощались”.

The Los Angeles Times, 29 января 1996 года

Шестидесятники были молодыми варварами, что-то созидающими на непонятных им самим древних развалинах, подобно одичавшим средневековым римлянам, использовавшим остатки древних построек для своих нужд и сочинявшим баснословные, хотя порой и занимательные предания о временах Империи. Бродский был последним римлянином, элегически наблюдавшим коз, пасущихся на развалинах форума, и буйные заросли кустарника, скрывающего последние остатки римского величия.

Максим Соколов, “Коммерсант”, 30 января 1996 года

Поэзия Иосифа Бродского, с ее запоминающимися образами странствия и потери и поиском свободы, была аполитична и совершенно точно не была результатом деятельности ни анархиста, ни даже диссидента. Если в чем-то его и можно было обвинить, то только в инакомыслии, в протесте против серости жизни в Советском Союзе и царившего повсеместно материализма. Но в стране поэтов, где поэзия и вся литература вообще были официально поставлены на службу идеологии, где стихи десятками тысяч, подобно рабочим, отправлялись на каменоломни социалистического реализма, набиравшая популярность поэзия Бродского, публиковавшаяся только в самиздате, не могла не противоречить литературной политке.

The New York Times, 29 января 1996 года

Стихи Иосифа Бродского изобилуют намеками, это сложные, выстраданные произведения, в которых заметно влияние интеллектуального лаконизма Джона Донна и удивительной изменчивости Осипа Мандельштама. И хотя Ахматова восхищалась Бродским, она не понимала его внимания к ней. Сложность, которую она находила в его работе, была очень далека от простоты ее стихов, и Бродского можно скорее считать наследником Мандельштама. Он стал новым голосом дореволюционного Петербурга. В стихах Бродского не только исследование взаимодействия человека и искусства со временем, но и любовь к этому миру, открытое отношение к вере – все то, что делает его ярким продолжателем традиции гуманизма.

The Independent, 30 января 1996 года

По некоей странной причине выражение “смерть поэта” всегда звучит как-то более конкретно, чем “жизнь поэта”. Возможно, потому, что слова “жизнь” и “поэт” практически синонимичны в своей положительной неопределенности. Тогда как “смерть” – даже само слово – почти столь же определенна, сколь собственное поэта произведение, то есть стихотворение, где основной признак – последняя строчка. Вне зависимости от смысла произведение стремится к концу, который придает ему форму и отрицает воскресение. За последней строкой не следует ничего, кроме разве литературной критики. Таким образом, читая поэта, мы соучаствуем в смерти его или его стихов.

Иосиф Бродский, отрывок из эссе “Сын цивилизации”

lenta.ru

Leave a Reply

*

НА ЗАМЕТКУ

  • “Не ешьте перед сном. Если чувствуете голод, лучше выпить стакан тёплого молока. Можно добавить немного кардамона, имбиря - о вкусах не спорят.”
  • “Купальные костюмы после каждой носки тщательно стирать в стиральном порошке, поскольку солёная и хлорированная вода, а также солнцезащитные средства, кожный жир и пот могут повредить структуру ткани.”
  • “Снижайте потребление сахара, старайтесь меньше использовать его при приготовлении пищи, используйте заменители сахара и диабетические сладости.”
  • “Ешьте больше продуктов, содержащих грубую клетчатку (хлеб из цельного зерна, овсяные и пшеничные отруби и др.)”
  • “Стиральные порошки для тонких тканей следует использовать для всех цветных вещей.”
  • “Принимайте витаминно-минеральные комплексы, экстракты лекарственных растений (с учетом своих индивидуальных особенностей). Практикуйте психическое и физическое расслабление (аутотренинг, йога, дыхательная гимнастика). Научитесь не гневаться.”
  • “Чередование продуктов. Нельзя длительно использовать одно и то же блюдо или продукт.”
  • “Не ешьте, пока не испытаете чувство голода. Постарайтесь растянуть процесс приема пищи, смакуя каждый кусочек. Если вы медленно едите и тщательно пережевываете пищу, вам для насыщения потребуется гораздо меньше еды. Учтите, что только минут через 20 после начала еды желудок просигнализирует мозгу о том, что он полон, поэтому выходите из-за стола с легким чувством голода.”
  • “Жидкие стиральные средства для тонких тканей при низкой температуре лучше растворяются в воде, чем порошок, и поэтому не застревают и не затвердевают в тонких волокнах материи.”
  • “Не отказывайтесь полностью от каких-либо продуктов; нет запрещенных продуктов, есть продукты, потребление которых следует контролировать.”
  • “Всю стеклянную посуду можно отмыть без специальных средств. В теплую воду нужно добавить немного уксуса или крупной соли.”
  • “Если в течение трех часов после приема пищи вам уже хочется есть, значит вы испытываете стресс или скуку, а не голод. Жажда также может вызывать чувство голода - прежде чем есть, выпейте стакан воды.”
Log in |